Тема: Поморские бывальщины

http://s53.radikal.ru/i140/1103/02/5a44d60b6f76.jpg
"В стародавни времена это она тут поселивши была, проклятуща. Река Кица-то, она глыбока, леса округ ее стоят дремучи - нечисти в этих места жить и приятно. Вот поселилась на реке Кицка жонка. Живет, водяну траву жует, рыбой семгой командует. С виду-то она ровно девка али жонка, а хвост у нее бытто рыбий... Поселились на Кицкой тони два брата Заборщиковы. Не богаты были братовья, за тоню-то быват, из последнего заплатили. Тольки все у них неудача. Кольки разов сети выволакивали - все в их рыба уснувши и бытто несвежа. Вот как-то вечером выволокли они харвы. И почудилось им, что под харвам рыба кака-то большушша полыхнулась. Рыба-то рыбой, а голова с волосами, бытто у девки и руки голы. Ах ты, подла! Это ты, быват, со зла нам всю рыбу портишь? Потужили братовья, стали раздумывать, что нонь делать... И порешили братовья, как ни есть, а Жонку Кицку переупрямить и хорошего лова добиться. Вот о полночь приходят братья на берег, молят, вызывают: "Кажися нам, нечиста сила" . А она уж тут как тут, волоса распустила, хвостом хлобыщется, глазищи свои бесстыжие так и пялит.
"Чаго, - грит, - вам от меня нать?".
А Заборщиковы ей и говорят:
"Так мол, и так, твои все это штуки, рыба у нас все сонна ловится, скажи толком, сделай милость, чего ты от нас хочешь?".
А жонка Кицка и говорит:
"Это я с печали, да с горя".
- "Како, мол, утя, у нечистой силы, горе?"
- "А то горе, - жонка отвечат, - что давно я человечьего мяса не пробовала. дайте вы мне, - говорит, - свежей человечинки, так я вас таким уловом порадую, озолотитесь обои с одного вылова".
Сказала, хвостом вернула и была такова. А рыбаки ровно ошалевши домой пошли". Вскоре после этого на Кицком берегу начинают пропадать люди: "То парня не доищуться маленького, то девки, то старухи. Люди все дивятся, плачут, а потом как-то странно слух пошел, что людей этих жонка Кицка к себе требовала, ато улова всей деревне не будет. в нечисту-то силу у нас вековечно верили. А вот тольки, как именно эти люди исчезали - никто не видал. И стали про пропавших говорить шепотом -"утонул". И ничего боле. Боялись об этом громко говорить, как бы нечиста сила не наказала. А только купцы на тых тонях богатели. Туды к Заборщиковым Обросимовы перехали, за има - Рагозины. Все тыим делом семужьим кормились и богатели.
Много десятков годов шло". "Дело раскрывается" лишь после того, как чудом выживает брошенный на Кицкой тоне в воду мальчик. его подбирают и выхаживают монахи с тони Соловецкого монастыря. "Он не имя свое, ни деревню никак спомнить не мог. Так безвестным у монахов и жил. А пришел в возраст - обет дал за свое чудесно спасенье в монастырь постригчись. и так его монахи к своей жизни склонили, что он ни о чем другом и не помышлял. А вот как нечаянно со старцем отправился (собирать на чудотворную икону, в том числе, в своей бывшей деревне -См.) да мать увидел - враз прочунел, все спомнил, рассказал, как дело было. Хотели было начальству жаловаться - да купцы, видно, всем становым и урядникам уши позолотили. Не слышут ничо, да и баста. Хотели всем миром с убийцами своей рукой разделаться - монахи отговорили:
"Господь, - говорят, - свою милость к младенцу явил,благоговейте перед чудом, а убийц ихняя совесть сама накажет. А вы не троньте: блаженни, мол, милостивци".
Так народ их и не тронул. Тольки с тыих пор люди на Кицком пропадать перестали. А Заборщиковы богатой вклад в Соловецкой тыим годом отправили".

Источник:  Колпакова Н. Поморские"бывальщины"// Звезда Севера, Архангельск, 1935, № 7, С 57-69

Вот такие дела творились на русском Севере еще лет сто с небольшим тому назад. Не нашлось своего Лавкрафта...

..кволість-довколість..

Поделиться